Материалы по оценке воздействия на окружающую среду
добычи охотничьих ресурсов, устанавливаемых на предстоящий сезон охоты 2023-2024 годы на территории Республики Коми
В целях осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Республики Коми в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 24 апреля 1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Схемой размещения использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Коми, утвержденной распоряжением Главы Республики Коми от 14 апреля 2016 № 119-р, Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство), утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 № 452, методикой проведения учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета (далее – ЗМУ) ежегодно в общедоступных и закрепленных охотничьих угодьях, организуется и проводится учет численности охотничьих ресурсов.
Основанием для установления норм изъятия объектов животного мира служат данные об их численности, полученные с применением единых методик государственного учета.
В 2023 году в соответствии с новой методикой проведения учета численности охотничьих ресурсов методом ЗМУ, утвержденной приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр развития охотничьего хозяйства» от 14 ноября 2022 № 74 (далее – ФГБУ «ФНИЦ Охота»), рекомендованной Минприроды России определены отдельные исследуемые территории, расположенные в единых границах в разрезе муниципальных образований.
В зависимости от площади исследуемой территории рассчитывается плановая протяженность маршрутов отдельно для каждого охотничьего угодья, соответственно численность охотничьих ресурсов определяется отдельно в каждом охотничьем угодье.
Новая Методика учета численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета включает планирование учетных маршрутов, проведение полевых работ на учетных маршрутах и расчет численности охотничьих ресурсов.
С учетом содержания указанной Методики значительно возросли объёмы проведения полевых работ. Объёмы проведения полевых работ (например, по новой Методике применительно к МО ГО «Ухта» это 290 км, а по старой Методике - 110 км, к МО МР «Усть-Вымский» - это 140 км, а по старой Методике - 40 км.).
Отметим, что ежегодный выполняемый объем работ при проведении зимних маршрутных учетов в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 января 2012 года № 1 обеспечивал удовлетворительное качество работ и необходимую для целей государственного мониторинга точность оценки расчетов численности охотничьих ресурсов.
Общая площадь охотничьих угодий на территории Республики Коми составляет 38197,38 тыс. га.
В настоящее время право пользования объектами животного мира, отнесенным к охотничьим ресурсам осуществляют 23 охотпользователя, в том числе 19 юридических лиц, 3 индивидуальных предпринимателя и Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Габанов М.М.
Равномерность размещения маршрутов в Республике Коми, где 50 % муниципальных образований имеют площадь более 2 млн. га, значительно зависит от доступности, наличия дорог, в основном лесохозяйственных зимников.
В текущем году ведомости зимнего маршрутного учета не представлены на исследуемых территориях Усть-Цилемского охотничьего хозяйства Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов», ООО «ТиманАгроИнвест», ИП Бобрецов С.Б., ООО «Коми Экстрим».
Не в полном объеме проведен учет численности охотничьих ресурсов на исследуемых территориях общедоступных охотничьих угодий МО МР «Печора», МО МР «Сосногорск», а также на исследуемой территории Ухтинского охотхозяйства Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов».
В соответствии с методикой учета расчет численности учитываемых видов зверей и птиц на исследуемой территории не производится, если после оценки качества ведомостей ЗМУ общая длина учетных маршрутов на исследуемой территории не соответствует требованиям минимально необходимой общей длины учетных маршрутов на исследуемой территории.
По тем исследуемым территориям охотничьих угодий, по которым не представлены материалы учета, для расчета численности охотничьих ресурсов использована экспертная оценка численности за последние пять лет проведения зимних маршрутных учетов для целей осуществления государственного мониторинга.
В тех угодьях, где учет численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета проведен не в полном объеме, для расчета квот добычи лося использована экспертная оценка его численности в конкретном охотничьем угодье (для установления квот добычи лося взят средний показатель учета за последние 5 лет, при этом процент изъятия лося установлен менее 3 % от численности).
Всего в Управление охраны и использования животного мира и охотничьих ресурсов (далее - Управление) Министерства было представлено 1315 ведомостей зимнего маршрутного учета, из которых 25 было забраковано (258,4 км). Работы по определению численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета проведены на исследуемых территориях охотничьих угодий Республики Коми общей протяженностью обследованных маршрутов 14231,1 км, из них в общедоступных охотничьих угодьях 6710,8 км.
Расчет численности охотничьих ресурсов, полученный по материалам зимнего маршрутного учета 2023 года показал, как положительную, так и отрицательная динамику их численности.
По данным зимнего маршрутного учета, численность лося остается на стабильном уровне, наблюдается незначительное увеличение его численности. На показатель численности в первую очередь влияет активность хищников (волк и бурый медведь), образование настов в весенний период. Также численность лося зависит от доступности корма. Леса на месте вырубок переходят в стадию жердняка, и становятся малопригодными стациями для обитания лося. В основном лось концентрируется в поймах рек, ручьев, где не проводятся зимние маршрутные учеты.
Численность рыси, росомахи, белки, куницы лесной и горностая остается в пределах естественных природных колебаний численности.
Численность росомахи в целом не испытывает сильных колебаний. На результаты учета росомахи в первую очередь влияет активность хищника, при наличии доступного корма длина суточного хода уменьшается, в итоге хищник реже встречается на маршрутах, соответственно статистическая ошибка будет больше, что, соответственно, сказывается на результатах учета. Численность рыси в большей степени зависит от численности зайца-беляка.
Численность зайца - беляка начинает постепенно восстанавливаться. Колебания численности обусловлено не меняющейся интенсивностью размножения, а периодически меняющимися размерами гибели зайца-беляка.
На территории охотничьих угодий, свойственных для обитания соболя, в текущем году отмечено 13 пересечений следов соболя. По сведениям специалистов Печоро-Илычского биосферного заповедника, основного местообитания этого зверька, фактическая численность соболя достаточно высокая.
Численность волка сократилась на 8%. В 2022 году было добыто 177 особей волка. По состоянию на 1 апреля текущего года добыто 150 особей волка. Объем добычи волка приостановил рост численности хищника. При этом ущерб, приносимый волками, является существенным, и сказывается на популяции лося. Учет численности волка осуществляется не в течение календарного года, а в течение короткого временного отрезка: с 15 января по 15 марта, и показатель численности относится к этому времени года.
Наблюдается рост численности для всех видов тетеревиных птиц, который определяется особенностями погодных условий начала летнего периода 2022 года. Климатические условия выводкового периода 2022 года положительно отразились на численности боровой дичи. Колебания численности глухаря, тетерева, рябчика на территории нашего региона находятся в допустимых пределах и зависят преимущественно от природно-климатический условий.
Показатель численности дикого северного оленя по данным учета 2023 года показал его оценку в 2,7 тыс. особей. По критической оценке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук возможная минимальная численность дикого северного оленя оценивается в пределах 2-2,5 тыс. особей. Также на показатель численности по данным учета влияет снежный покров и хищники, из-за высокого покрова и активности хищников происходит перемещение оленей, тем самым повышая шанс встречи животных на маршруте. Крайне сложно при проведении зимнего маршрутного учета определить фактическую численность дикого северного оленя по пересечениям через маршрут в связи с его стадным образом жизни.
С 2000 года добыча дикого северного оленя запрещена, а в настоящее время этот объект охоты включен в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Коми.
Информация о численности охотничьих ресурсов по данным ЗМУ 2023 года (в сравнении с предыдущим годом), а также проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов отображен и представлен в прилагаемых таблицах на официальном сайте Министерства и сайте Администраций МО ГО, МО МР.
В 2022 году так же, как и в предыдущие годы проведен долгосрочный учет бурого медведя, который проводится в течение всего периода жизнедеятельности с апреля по ноябрь. В результате проведения натурных работ и последующего расчета, произведенных в соответствии с Методическими указаниями по определению численности бурого медведя, утвержденных Главохотой (М.,1990 г.) (Ю.П. Губарь) определена общая численность бурого медведя на территории Республики Коми, она составляет 3071 особи при плотности 0,08.
Для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (лимитов, квот) изъятия охотничьих ресурсов, использованы материалы зимнего маршрутного учета 2019-2023 г.г., а также проведен анализ динамики численности охотничьих ресурсов за последние 5 лет.
Для расчета прироста популяций копытных и пушных зверей использованы материалы справочника «Нормирование использования ресурсов охотничьих животных» ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН.
Численность и плотность населения учитываемого вида птиц в соответствующей категории «лес», категории «поле», категории «болото» исследуемой территории рассчитана в компьютерной программе «Информационная система ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории Республики Коми», написанной в соответствии с алгоритмами Методики учета.
Данные учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия, представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, а также на основании долгосрочных лицензий в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и используются в целях государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и определения объемов изъятия охотничьих ресурсов.
Предельные нормы добычи по соболю, бурому медведю, лосю и выдре приняты с учетом норм, утвержденных приказом Минприроды России от 27.01.2022 № 49 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативов биотехнических мероприятий и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. № 965».
Объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, в охотничьих угодьях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются (рассчитываются) руководствуясь нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов, и в соответствии с Порядком подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу, утвержденным приказом Минприроды России от 27 ноября 2020 № 981.
Указанный приказ разработан в соответствии с Федеральным законом об охоте и определяет процедуру подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 25 Порядка предусмотрена возможность внесения изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в случае изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов.
Для подготовки документа об утверждении квоты добычи охотничьих ресурсов все материалы, обосновывающие квоты направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.
При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Лимит добычи охотничьих ресурсов, рассчитывается от фактической численности, полученной только по представленным материалам ЗМУ.
Утвержденный лимит добычи охотничьих ресурсов
Охотничьи ресурсы |
Утвержденный на период с 1 августа до 1 августа лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Республики Коми (особей) |
||||
лимит 2018-2019 г. |
лимит 2019-2020 г. |
лимит 2020-2021 г. |
лимит 2021-2022 г. |
лимит 2022-2023 г. |
|
Лось |
1194 |
745 |
853 |
965 |
672 |
Рысь |
7 |
6 |
8 |
11 |
6 |
Бурый медведь |
184 |
230 |
384 |
633 |
572 |
Выдра |
15 |
17 |
17 |
15 |
15 |
Кроме того, для оценки воздействия на окружающую среду при освоении объемов (квот, лимитов) изъятия охотничьих ресурсов Министерством анализируются ведомственные материалы фактического использования охотпользователями квот добычи лося, бурого медведя, выдры, соболя и рыси в предыдущие сезоны охоты.
Оценка условий обитания охотничьих ресурсов является важным этапом для подготовки обоснования объемов (лимитов, квот) их добычи. Поэтому важно охарактеризовать природные условия обитания охотничьих животных в предыдущем году. Краткая характеристика погодных условий основана на результатах наблюдений Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми.
В целом 2022 год оказался теплым. Среднегодовая температура воздуха распределялась от +3,3°С на крайнем юго-западе до -2,6°С на крайнем северо-востоке. Наибольшая положительная аномалия среднегодовой температуры воздуха оказалась на крайнем северо-востоке и составила 3,0°С. В северных районах аномалия составила 1, 3...2,0°С, в южных районах - 0,7...1,1°С. Наибольший вклад в положительную аномалию в зимний период внес аномально теплый февраль, в летний - очень теплые июль и август. Годовое количество осадков по территории составило 444-680 мм или 79-112% от нормы. С ноября 2021 года по март 2022 года осадков на большей части территории выпало 99-118% от средних многолетних значений. С апреля по сентябрь распределение осадков по территории было неравномерным. Из-за устойчивого дефицита осадков с июня по август меньше всего осадков выпало в Усть-Вымском, Ижемском, Усть-Цилемском, Усинском районах, 65-72% от нормы. На большей части территории - 81-99%. Главными особенностями 2022 года были теплая зима с короткими морозными периодами, ранняя, но контрастная весна с интенсивным похолоданием в III декаде мая, раннее лето с преимущественно жаркой и засушливой погодой в июле-августе, продолжительная осень с умеренно теплой погодой.
Зимний сезон с устойчивым переходом среднесуточной температуры воздуха к отрицательным значениям, по территории, за исключением крайних юго-западных районов, установился практически одновременно, с 21 по 24 октября 2021 года. Это позднее обычного для крайних северо-восточных районов на 12-20 дней, для северных и центральных в основном 5-8 дней, для южных - на 3 дня. В крайних юго-западных районах, из-за интенсивной волны тепла в первой декаде ноября, зима пришла с опозданием на 3 недели, началась только 9 ноября. Близко к этим датам образовался устойчивый снежный покров в лесу, что близко к средним многолетним датам, для северо-восточных районов - на 5-10 дней позже. В течение зимнего периода территория Республики Коми часто находилась под влиянием глубоких североатлантических циклонов, из-за чего погода была неустойчивой, с температурными перепадами. С января по март преобладала тёплая погода с кратковременными периодами морозов.
В январе средняя температура воздуха была выше климатической нормы на 2...3°С, для северо-восточных районов - на 4°С. Самой контрастной оказалась первая декада января. На фоне относительно теплой погоды 5-6 января морозы усиливались до -28...-37°С, 6 января местами до -38...-42°С. Третья декада января для большинства районов оказалась теплой, для крайних северо-восточных - аномально теплой. Минимальная температура воздуха колебалась в пределах -8...-15°С, максимальная температура по территории составляла в основном -5...-14°С.
Февраль оказался очень теплым - средняя температура на 7...9°С превысила климатическую норму. Лишь в отдельные дни первой декады минимальная температура воздуха по республике составляла -18...-25°С, местами -30...-33°С. С 10 февраля потеплело, и до конца месяца преобладала теплая погода с периодом аномально теплой. Аномально теплая погода наблюдалась с 16 по 20 февраля - среднесуточная температура воздуха была на 10...12°С, на севере в отдельные дни - на 14...16°С выше климатической нормы.
В марте на большей части территории средняя температура оказалась близкой к климатической норме, в отдельных центральных районах на 2°С ниже.
Месяц характеризовался температурными контрастами. Самой морозной оказалась первая декада месяца. Значительное потепление произошло в середине марта. При поступлении очень теплого атлантического воздуха с 17 по 24 марта в большинстве районов в дневные часы температура воздуха повышалась до +2...+6°С, в южных районах до +9°С. В последней пятидневке потепление сменилось похолоданием, в ночные часы температура понижалась до -11...-16°С, в отдельных районах до -25°С, но днем на большей части территории воздух прогревался до 0...-5°С, на крайнем северо-востоке до -7...-12°С.
В зимний период снегонакопление в лесу происходило интенсивно. На большей части территории высота снежного покрова весь зимний период превышала норму. Разрушение устойчивого снежного покрова в лесу произошло в период с 25 апреля по 15 мая, что для большинства южных районов позднее обычного на 5-10 дней, для северо-западных районов раньше в среднем на 5 дней, для северо-восточных - на 15-25 дней.
Период с апреля по июнь характеризовался контрастной погодой. В каждом месяце холодные периоды сменялись теплыми, и обратно холодными.
Апрель оказался теплее обычного на 1°С, в северо-восточных районах - на 2...3°С. Самой теплой была третья пятидневка апреля. Максимальный прогрев достигал 15...20°С, на крайнем северо-востоке 4...9°С.В четвертой пятидневке произошло похолодание, и до конца апреля сохранялся одинаковый температурный фон. В самые холодные ночи минимальная температура воздуха понижалась до -4...-9°С, на крайнем северо-востоке до -15...-20°С, дневной прогрев достигал в основном 4...9°С, лишь на юге с 23 по 26 апреля увеличивался до 11...16°С.
В мае погодные условия в основном находились под влиянием циклонов. В первой половине мая наблюдался устойчивый процесс потепления, который во второй половине сменился продолжительным и интенсивным похолоданием с установлением временного снежного покрова. Средняя температура воздуха для большинства южных районов оказалась на 1...2°С ниже климатической нормы, для северных на 1°С выше. Для крайних северо-восточных - на 3...4°С выше обычного, и здесь май оказался рекордно теплым.
Июнь для большинства южных районов оказался в пределах нормы, для северных на 1...3°С выше. В первой декаде месяца погодные условия в основном находились под влиянием области повышенного атмосферного давления, связанной с арктическим антициклоном. Наблюдалась сухая погода, лишь в юго-западных районах в отдельные дни отмечались дожди с грозами. Минимальная температура воздуха находилась в пределах 4...9°С, на севере в отдельные ночи понижалась до -3°С. Днем воздух хорошо прогревался, 7-10 июня максимальная температура повсеместно повышалась до 22...27°С. Во второй декаде под влиянием циклонов наблюдалась неустойчивая погода, с колебанием температурного фона от тепла к холоду, и обратно.
Распределение осадков с апреля по июнь по территории было крайне неравномерным. В апреле на юго-западе и на крайнем северо-востоке осадков выпало в пределах нормы, на большей части территории только 38-78% от месячной нормы. В мае в большинстве районов осадков выпало 102-144% от месячной нормы, наибольшее количество осадков зафиксировано на юго-востоке - 157-178% от нормы, в Печорском, Интинском районах - 55-70% от месячной нормы. В июне осадков выпало в пределах нормы, только в Печорском районе в 1, 5 раза больше. Наименьшее количество осадков, 40-58% от нормы, выпало в крайних западных районах.
В лесах республики в мае преобладала низкая пожарная опасность, в июне - высокая и чрезвычайная пожарная опасность.
В июле и в августе наблюдалась теплая погода с периодами жаркой. В июле средняя температура воздуха оказалась выше нормы на 2...3°С, в августе - на 3...4°С, на западе центральных районов - на 5°С. Дней с температурой воздуха 25°С и выше было отмечено значительно больше нормы. В июле 18-23 дня при норме 6-10 дней, в августе 10-18 дней при норме 3-6. Самый жаркий период отмечался с 6 по 15 июля. Максимальный прогрев повсеместно достигал 30...33°С. В августе продолжительное время максимальная температура воздуха повышалась до 23...28°С, в отдельные дни до 29...31°С. В течение июля и августа отмечались локальные дожди и грозы, из-за чего распределение осадков по территории было крайне неравномерное. Их существенный недобор отмечался на северо-западе и в центральных районах.
Сентябрь характеризовался неустойчивой погодой. В целом за месяц средняя температура воздуха оказалась на 1°С ниже климатической нормы, для крайних северо-восточных - близкой к норме. В течение первой декады наблюдалась холодная с частыми дождями погода. Самой теплой оказалась четвертая пятидневка месяца. Дневная температура воздуха повышалась до 15..18°С, в крайних восточных районах - до 20°С.
Октябрь оказался теплым, для крайних северо-восточных районов - очень теплым. Погодные условия в течение первой и второй декады были относительно спокойными с выраженным сезонным снижением температурного фона во второй декаде. Средняя температура воздуха для большинства районов оказалась выше климатической нормы на 2...3°С, для крайних северо-восточных - на 4°С. Месячное количество осадков на большей части территории составило 86-110% от нормы, лишь на крайнем юго-западе и в Воркутинском районе - 125-134 %.
В ноябре и в первой половине декабря территория Республики Коми находилась под влиянием области повышенного атмосферного давления, на фоне которой смещались активные циклоны. Наблюдалась контрастная погода, с резкими температурными перепадами. Ноябрь для большинства районов, декабрь для северных и центральных районов оказались холоднее обычного на 1...2°С. В южных районах декабрь был выше нормы на 1°С. В ноябре самой контрастной оказалась вторая декада. Минимальная температура воздуха 16-18 ноября понижалась до -18...-25°С, в отдельных центральных и восточных районах - до -28...-34°С.
Самой морозной для большинства районов оказалась третья декада ноября. После небольшого периода с ослаблением морозов (19-21 ноября), под влиянием Сибирского антициклона с 22-23 ноября в северных и центральных районах, с 24 ноября и в южных районах произошло их резкое усиление. В северных районах 22 и 23 ноября минимальная температура понижалась до -28...-35°С. В южных районах с 25 по 27 ноября - до -23...-28°С. Морозный характер погоды сохранялся до середины декабря. Очень морозная погода на большей части территории отмечалась в период с 10 по 13 декабря. В северных районах минимальная температура воздуха понижалась до -35...-39°С, в южных районах - до -18...-25°С, в центральных районах до -32°С. Вторая половина декабря, под преимущественным влиянием циклонов, характеризовалась в основном теплой погодой, в середине третьей декады - аномально теплой погодой. В период с 23 по 25 декабря максимальная температура повышалась до 0...+1°С, на северо-востоке - до -2...-5°С. Из-за преобладания морозной погоды в ноябре и в декабре на большей части территории осадков выпало в основном по 51-77% от нормы.
Добыча охотничьих ресурсов определена строго регламентированными сроками охоты, которые не превышают предельных, установленных Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 477.